- .
-
Скрыть
В Думе Нижневартовска обсудили проблемы организации воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра
Проблемы в организации занятости детей с расстройствами аутистического спектра существуют на сегодняшний день в нашем городе. Отсутствие бесплатных специалистов по поведенческому анализу, нехватка кадров в дошкольных образовательных учреждениях, таких как ассистент и тьютор, нехватка учебных мест и другие не менее важные вопросы обсудили депутаты на заседании комитета по социальным вопросам в Думе Нижневартовска.
«У нас в городе имеется определенное количество детей, которых мы называем особыми. Мы встречались с представителями общественной организации ВОРДИ и с благотворительным фондом «Добро без границ». Они организовали встречу с родителями, которые рассказали те проблемы, с которыми они встречаются ежедневно. Проблемы заключаются в том, что этим детям, которые имеют определенные ограничения здоровья, приходится учиться в общеобразовательных школах. Есть проблемы и в детских садах. Для них нужно определенные создавать условия»,- сказал депутат городской Думы Сергей Землянкин.
С просьбой помощи в организации воспитания и обучения детей с РАС обратилась к народным избранникам председатель местного отделения Всероссийской организации родителей детей инвалидов Айслу Плет. Помимо дефицита кадрового персонала, в санаторной школе не хватает мест в первый класс и дети вынуждены учиться в образовательных учреждениях, где нет подходящих условий, а адаптация ребят проходит болезненно. Также она отметила, что реабилитационный центр для инвалидов принимает детей на реабилитацию в форме продленного дня лишь при достижении 14-летнего возраста.
«После начальных классов дети выпускаются в общеобразовательные школы в среднее звено, где нет услуг продлённого дня для непрерывной реабилитации и абилитации ребенка. До 14 лет семьи с детьми РАС вынуждены искать и получать реабилитационные услуги в частных центрах. Цены «неподьемные» для семьи, так как в семье 1 кормилец (трудоустроенный) либо семья выживает на пенсию и на региональные доплаты. Необходимо и до 14 лет создать непрерывный маршрут (подвоз со школы в центр), чтобы родители могли трудоустраиваться и не прерываться трудовую деятельность»,-рассказала Айслу Плет.
По мнению родителей детей-инвалидов поможет решению проблемы создание ресурсного центра для детей с расстройствами аутистического спектра и обучение профильных специалистов по прикладному анализу поведения.
Представители департамента образования в свою очередь сообщили о спектре работы и образовательных условиях, которые существуют на сегодняшний день для детей с РАС. Согласно озвученной информации, на 2023 год и на 2024 год есть 6 таких ребят, четверо из которых идут в санаторную школу, один ребенок пойдет в специализированную школу по программе с умственной отсталостью, и один идет в нашу школу. Кроме того, создается 6 специализированных классов, открываются они уже с нового учебного года. В первой школе- для детей с легкой умственной отсталостью, в школах №3, № 8 и №25 для детей с задержкой психического развития и в 5-й школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
«Мы знали, что у нас в городе дети всех категорий обучаются, они ходят в школу, и вы пытаетесь создавать условия. Шесть специализированных классов- это замечательно. Но родители этих детей нам говорят, что их дети не могут заниматься в общих образовательных классах вместе с другими детьми. По разным причинам. И на сегодняшний день нам кажется, что 6 классов не хватает. У нас есть окружная специализированная школа, куда попасть невозможно, там не хватает мест. По-хорошему, должна быть специализированная школа, которая охватила бы все категории детей. С учетом того, что они после занятий там будут оставаться. Чтобы люди могли работать и обеспечивать свою семью. Такой школы не хватает и вряд ли она появится. Остается только одно- обращаться в округ. Надо добиваться этого всем вместе с администрацией и с депутатами, чтобы на эту проблему обратили внимание. Пока остается один выход, посчитав сколько у нас детей имеется, убрать их с общих образовательных классов и сделать специализированные классы. Понятно, что это дополнительные помещения, работники, но к этому надо стремиться. Хотелось бы информацию, как вы видите выход из этой ситуации, чтобы облегчить жизнь и преподавателям, и образованию, и в первую очередь самим детям и их родителям»,- обратился депутат Сергей Землянкин к департаменту образованию города.
По вопросу обучения специалистов прикладного поведенческого анализа, представители администрации города сообщили, что пока в 8-й школе рассматривается внедрение одного такого педагога. Обучение большего количества специалистов проработают совместно с образовательными организациями.
По результатам прошедшего заседания депутаты поручили департаменту образования подготовить и направить в адрес комитета предложение об организации воспитательного и образовательного процесса в дошкольных и общеобразовательных организациях, предусматривающих организацию занятости детей с РАС в отдельных группах, классах с пребыванием в образовательных организациях полный учебный день. Срок до очередного заседания комитета в июне.
- Фото: © Дума Нижневартовска